Как открыть стоматологическую клинику за 7 шагов. Часть 1
Данная статья поможет вам и даст ответы на многие вопросы, которые возникают при открытии стоматологической клиники. Мы поэтапно опишем каждое из действий, получив в совокупности готовый гайд для предпринимателей в этой области, который поможет максимизировать прибыль и окупит Ваши вложения.
Шаг 1. Оценка емкости рынка
Это начальный, но крайне важный этап, ведь грамотная оценка емкости рынка помогает Вам определить способность потенциальных покупателей потреблять ту или иную продукцию. В случае со стоматологическим рынком, при расчете, во внимание берутся географические границы: район, город, регион.
Сам расчет должен ориентироваться на три ключевых вида емкости рынка:
1.Фактическая (в данном случае, за исходные данные принимается текущий объем потребительского сегмента, который отражает спрос на данный момент).
2.Потенциальная (выявляет максимальный спрос широкого круга потенциальных потребителей на постоянной основе, беря в расчет количество потребителей (тыс. / млн.) и умножая их на среднее потребление (в валюте) за выбранный период (год или полгода)).
3.Доступная (для анализа подбирается только тот сегмент людей, чей средний доход соответствует ценовой политике Вашей клиники).
В качестве источника данных по стоматологическому рынку, Вы можете использовать общедоступные исследования, официальные данные государственной статистики (есть в открытом доступе на сайте), или прибегнуть к помощи закрытых коммерческих исследований.
Важно помнить, что при расчёте емкости рынка, для стоматологической сферы не будет достаточно классического анализа, в котором оценивается количество товаров и услуг на долю покупателей, так как, условно, лечение кариеса и протезирование находятся в разных ценовых категориях. Поэтому будет логично рассчитывать емкость в валюте, определяя выручку по каждой из предоставляемых услуг.
Примерная формула: Емкость рынка (в валюте) = потенциальная аудитория (тыс./млн.) * потребительскую норму за год * среднюю стоимость услуги по городу/области или району (в валюте).
Определяя емкость рынка, не стоит забывать о том, кто будет Вашим клиентом, и какие услуги/продукт намерена предоставлять клиника.
Возьмем в качестве примера открытие клиники, специализирующейся на детской ортодонтии. В данном случае, круг Ваших потенциальных клиентов ограничивается подростками (до 18 лет) и их родителями, чья платежеспособность будет выше среднего. Но стоит понимать, что подобная узконаправленность сильно сужает сегмент аудитории, которая могла бы приносить прибыль.
Таким образом, четко определив и изучив сегмент аудитории, с которой вы будете работать, у Вас сложится правильное видение того, какую стоматологическую клинику стоит открывать. Ориентироваться на широкий профиль услуг и средний ценовой диапазон или выбрать какой-то другой, собственный путь развития.
Шаг 2. Разработка бизнес-плана
На данном этапе Вам предстоит задать самому себе несколько вопросов и постараться найти на них ответ. Ниже мы приведем список из основных пунктов, которые потребуется тщательно проработать, прежде чем открывать клинику:
1.Каким будет перечень услуг и какая стратегия ценообразования подходит каждой из них?
2.Каким будет средний чек?
3.Кто будет клиентом Вашей будущей стоматологической клиники?
4.Какие вложения (в валюте) потребуются на начальных этапах?
5.Требуется ли привлечение инвесторов?
6.Каким образом клиника будет оснащаться оборудованием (покупка, кредит, аренда)?
7.Какое количество персонала необходимо?
8.Какой валютный фонд закладывать для оплаты труда сотрудникам?
9.Какие сроки выхода проекта на точку безубыточности?
10.Какие каналы будут задействованы для привлечения целевой аудитории?
11.Какие преимущества перед конкурентами у Вас будут?
С помощью подробного бизнес-плана Вы сразу сможете оценить перспективы, риски и масштаб требуемых затрат на реализацию проекта.
В случае, если требуется подготовить бизнес-план для инвесторов, к нему должны быть приложены две стратегии развития на первые 6 месяцев и 2 года.
Шаг 3. Планировка стоматологической клинки (от помещения до сотрудников)
Помещение подбирается по конкретным требованиям регуляторов (Роспотребнадзора, Минздрава РФ и др.) установлены Санитарными правилами 2.1.3678-20, СанПиН 2.6.1.1192-03. В этих документах оговаривается норма площади, высота потолков, набор помещений, инженерное и технологическое обеспечение для стоматологических клиник и других медицинских организаций.
Для персонала требования устанавливаются Постановлением от 1 июня 2021 года N 852 «О лицензировании медицинской деятельности» в п.5
По части квалификации персонала, советуем Вам обратиться к Приказам от 8 октября 2015 года N 707н и от 10 февраля 2016 года N 83н. Первый приказ затрагивает требования к работникам с высшим образованием, а также устанавливает базовый уровень профессионального и дополнительного образования. Второй приказ относится к специалистам со средним образованием и отражает список требований для техников, зубных врачей, гигиенистов и рентгенлаборантов.
Помните! Соблюдение всех этих требований необходимо для оформления лицензии на стоматологическую деятельность.
Шаг 4. Выбор формата для ведения бизнеса
ИП или ООО, вот в чем вопрос.
Здесь стоит отметить, что у каждого из вариантов есть свои преимущества. Какие из них подходят конкретно вам больше – придется подумать.
Говоря про формат ИП, можно подметить, что он подходит, в основном, для частных клиник. Используя данный формат для ведения бизнеса, у Вас будет более обширный выбор налоговых режимов, упрощенная регистрация и относительная свобода в области распоряжения выручкой.
В случае с ООО, главным преимуществом станет упрощенный механизм для получения кредитов на развитие организации. Также считается, что к подобному формату бизнеса с большим доверием относятся поставщики и арендодатели.
Главный выбор остается за вами!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Во второй части, мы коснемся темы выбора правильного оборудования, проектирования, ремонта Вашей будущей стоматологической клиники, поможем получить лицензию и начнем привлекать клиентов.